мои исследования на тему понятия «пустота»:

Пустота-Бог-Шуньята

Пустота = Бог (Небытие)=Шуньята  стоят примерно на одном уровне, это три разных обозначения одного и того же понятия в разных духовных религиях – христианстве (Бог), буддизме (Шуньята, Пустота) и даосизме (Пустота). Объединяет их одно – трудность в постижении, осознании их истинной сути.

Человечество давно предпринимает попытки постичь Вселенную с помощью разных наук – астрономии, космологии, философии, физики, религии и т.д.
Я решила привести примеры  трактовки термина ПУСТОТА из разных областей:

  • В ХРИСТИАНСТВЕ

Христианство проповедует бытие (вечную жизнь), возможное только в изначально и всегда существовавшем Боге, который всегда имел замысел о мире и в какой-то момент вечности сотворил небытие (ничто). Из этого небытия Бог затем и создал всех ангелов и материальную Вселенную (2Мак.7:28).

  • В БУДДИЗМЕ  соответствует термину шуньята;

Шуньята — пустой, находящийся за пределами чувственного восприятия, непостижимый; понятие философии буддизма, полагающее отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) в виду их обусловленности и взаимозависимости.

Шуньята — наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. Постижение «Пустоты» — важная цель буддийских медитаций, по-разному рекомендуемых разными школами.

Интересная цитата о том, что МЫСЛЬ — это истинная сущность  Пустоты, а ОБРАЗ  — светоносная энергия  Пустоты:

“Если мы не умеем работать с мыслью, это значит, что мысли повелевают нами. Если же мы умеем работать с мыслью, это значит, что на нее распространяется осознавание и ее используют во благо или она освобождается в свою истинную сущность, Пустоту. Именно так мысль становится частью Пути. Точно так же для продвижения по Пути можно использовать заблуждение, страдание или любое другое переживание. Но для этого необходимо понимать: сущность всего, что бы ни возникало, есть Пустота. Если мы понимаем это, каждый миг нашей жизни свободен и все переживания являются духовной практикой: любой звук — мантра, любой образ — чистая Пустота, а любое страдание — учение. Именно это означает выражение «превратить в Путь».
Когда мы непосредственно постигаем, что гнев не имеет объективной основы и является лишь таким же отражением ума, как и сновидение, узел гнева ослабевает и больше не связывает нас. Если мы понимаем: то, чего мы боялись, ошибочно принимая за змею, — всего лишь веревка, власть этого образа над нами исчезает. Понимание того, что все образы есть светоносная энергия Пустоты, приводит нас к признанию нераздельности ума и переживания.
Есть тибетское слово лхундруб, которое переводится как «спонтанное совершенство». Это значит, что никто ничего не создает. Все таково, как оно есть: само собой возникает из основы как совершенное проявление Пустоты и ясности. Кристалл не создает света: он просто отражает лучи — таково его естество. Зеркало отражает все лица, не выбирая: отражать всё — его природа. Поняв, что всё проявляющееся, в том числе самоощущение и чувство собственного относительного «я», — лишь проекция ума, мы освобождаемся. Не иметь такого понимания — все равно, что принимать мираж за явь, а эхо за самостоятельный звук.”
(Тендзин Вангьял Ринпоче “Тибетская йога сна и сновидений”, С.-Пб., 1999.)

  • В  КОСМОЛОГИИ

ПУСТОТА — пространство, свободное от скоплений галактик и звёзд. Оно было впервые обнаружено в 1977 году Стефаном Грегори и Лаярдом А. Томпсоном в Национальной обсерватории Китт Пик, а также Я. Эйнасто, М. Йыэвээром и Э. Таго из Тартуской астрофизической обсерватории. Размеры этих образований составляют порядка 10-30 Мпк. Большие Пустоты  могут достигать в размерах 150 Мпк и предположительно занимают около 50% объёма Вселенной. В Пустотах  возможно наличие «тёмной материи» и протогалактических облаков.
ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ в астрономии и космологии — это гипотетическая форма материи, которая не испускает электромагнитного излучения и не взаимодействует с ним. Это свойство данной формы вещества делает невозможным её прямое наблюдение. Однако возможно обнаружить присутствие тёмной материи по создаваемым ею  гравитационным эффектам. Обнаружение тёмной материи поможет решить проблему скрытой массы, которая, в частности, заключается в аномально быстрой скорости вращения внешних областей галактик  и протогалактических облаков.

  • Объяснение Пустоты в КВАНТОВОЙ  ФИЗИКЕ

Цитата из книги «Дао физики», Фритьоф Капра
«Согласно восточным представлениям, реальность, лежащая в основе всех явлений, лишена какой бы то ни было оформленности и не может быть описана или определена. Поэтому ее часто называют бесформенной и пустой. Однако слово «пустота» не означает в данном случае «незаполненность» или «несуществование». Напротив, пустота является сущностью всех форм и источником всякого существования. Так в Упанишадах говорится:
«Брахман есть жизнь. Брахман есть наслаждение. Брахман есть пустота… Наслаждение, воистину, — то же, что Пустота. Пустота, воистину, — то же, что наслаждение». «Чхандогья Упанишада», 4, 10, 4
То же самое имеют в виду и буддисты, называя высшую реальность «шуньятой», то есть «Пустотой» и, утверждают, что эта наделенная жизнью Пустота порождает все формы феноменального бытия.  Даосы приписывают Дао аналогичные свойства быть вечным источником творения и тоже называют Дао пустым. «Дао Небес — пустое и бесформенное», — говорит Гуань-цзы.  Лао-цзы же использует для объяснения пустоты Дао несколько метафор. В частности, он сравнивает Дао с долиной между гор или с сосудом, который всегда остается пустым, сохраняя таким образом способность содержать внутри себя всю бесконечную множественность вещей.
Используя термины «пустота», «пустое», восточные мудрецы обращают внимание СВОИХ последователей на то, что под Брахманом, Шуньятой и Дао понимается не обычная пустота, а Пустота с большой буквы — Пустота, являющаяся неисчерпаемым источником творения. Поэтому мы можем сравнить Пустоту в понимании восточных мистиков с квантовым полем современной физики. Точно так же, как и квантовое поле, она порождает бесчисленное множество форм, питая их своей энергией до тех пор, пока они снова не растворятся в исходной безначальной Пустоте. Как говорится в Упанишадах, «Спокойную, пусть каждый почитает ее  Как то, откуда он пришел, Как то, с чем ему предстоит слиться, Как то, чем он дышит». «Чхандогья Упанишада», 3, 14, I
Как и субатомные частицы, феноменальные воплощения мистической Пустоты имеют не статическую, неподвижную, но динамическую и преходящую сущность. Они постоянно появляются и исчезают в процессе бесконечного танца движения и энергии. Как и субатомный мир для физика, так и для восточного мистика феноменальное существование представляет собой САНСАРУ — мир беспристрастных рождений и смертей. Будучи временными воплощениями Пустоты, предметы этого мира не имеют фундаментальной, устойчивой сущности. В особенности это характерно для буддийской философии, которая отрицает существование какой бы то ни было материальной субстанции и находит иллюзорными представления о постоянном «я», последовательно претерпевающем различные ощущения. Буддисты нередко сравнивают иллюзию существования материальной субстанции и постоянного «я» с волнами на поверхности воды. В последнем случае движение молекул воды вверх-вниз внушает нам, что по ее поверхности в горизонтальном направлении перемещается некоторое «количество воды». Интересно, что к тому же самому сравнению прибегали и физики, стремившиеся проиллюстрировать иллюзорность понятий материальной субстанции, порожденной движением частиц, в рамках теории поля».
Скачать «Дао физики» —   http://www.klex.ru/3v

  • В МАТЕМАТИКЕ пустотой может называться пустое множество;
  • В ИНФОРМАТИКЕ пустотой может называться нулевой показатель.